Финансовая поддержка инноваций: интервью Андрея Микитася

Развитие инновационной и научно-технической деятельности связано с большими рисками и часто сопровождается необходимостью привлечения финансовой поддержки. Без эффективного государственного регулирования в этой сфере сложно обойтись. Одним из институтов поддержки является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), созданный Правительством России в 1994 году. Фонд оказывает финансовую поддержку молодым инноваторам и малым предприятиям, которые занимаются высокотехнологичными разработками с потенциалом коммерциализации. Представители Фонда работают более чем в 70 регионах России. О его работе и программах нам рассказал заместитель генерального директора Фонда содействия инновациям Андрей Микитась.

– Андрей, расскажите подробнее о Фонде.   

– Фонд является институтом развития, инструментом поддержки малого инновационного предпринимательства на всех этапах – от зарождения идеи до коммерциализации разработок. Он существует уже более 20 лет. Инструменты поддержки у нас различные. К нам могут обратиться физические лица от 18 до 30 лет и принять участие в программе «УМНИК» со своими интересными проектами, а также компании. В случае, когда предприятие уже имеет опыт работы, стабильную выручку, когда продукт выведен на рынок и продается, но нужно либо серьезно его модифицировать, либо занять на рынке какую-либо новую нишу, открыть новое направление на производстве, предприятию подходят программы Фонда с более серьезными входными условиями и финансированием до 20 млн рублей.   

– С чего начинается взаимодействие с Фондом?

– Для начала необходимо зарегистрироваться на портале online.fasie.ru,    заполнить заявку в зависимости от выбранной программы. Далее проводится заочная экспертиза поданных документов, а по некоторым программам проходит очное заслушивание проектов с привлечением квалифицированных экспертов. Если экспертное жюри признает проект перспективным в части научной и коммерческой составляющих, то он рекомендуется к финансированию. После чего на основании экспертизы конкурсная комиссия Фонда утверждает результаты отборов и принимает решение о выдаче грантов.

– Вы поддерживаете только проекты в научно-технической сфере?

– Да, наш мандат – это поддержка инновационных проектов в сфере малого предпринимательства. Хлебопекарни, магазины по продаже продуктов и другие подобные проекты, не обладающие научной составляющей, не поддерживаем. Мы действуем в рамках мандата, и наш бюджет достаточно ограничен. Например, в начале этого года подвели итоги по конкурсу в рамках программы «Коммерциализация». Общая сумма всех поступивших заявок составила 4 млрд рублей, в пять раз превысив бюджет конкурса – 800 млн рублей.

– В Фонд нужно приходить уже с запатентованной технологией или достаточно только идеи?

– Не для всех программ Фонда наличие запатентованной интеллектуальной собственности является обязательным условием участия. Однако важно, чтобы участники проверили свою идею, потому что жюри обязательно поинтересуется, реализована ли она на практике, есть ли прототип изобретения. Если речь идет, например, о каком-то медицинском приборе либо о так называемом БАДе, то необходимы результаты первичных испытаний на животных либо заключение авторитетного экспертного центра, который подтвердит, что идея жизнеспособна.

Но процесс получения патента порой занимает до трех лет. Поэтому если его еще нет, то зачем ждать, когда можно отправить заявку на патент и одновременно подаваться в Фонд для получения поддержки.

– Есть ли среди проектов Фонда те, которые будут реализованы в дорожной отрасли?

– Объем проектов в Фонде внушительный: за 23 года работы их было поддержано более 30 тысяч. Из актуальных примеров в дорожной отрасли – проекты по направлению АвтоНет Национальной технологической инициативы (НТИ). В конце 2016 года Фонд совместно с рабочими группами НТИ провел конкурс «Развитие – НТИ». Конкурс был направлен на поддержку реализации планов мероприятий дорожных карт НТИ. Всего на участие в конкурсе было подано 605 заявок по пяти утвержденным картам: НейроНет, АвтоНет, АэроНет, МариНет, ЭнерджиНет.

Так, например, компания «Лаборатория «Вычислительная механика» на разработку программного модуля прогнозирования параметров движения беспилотного наземного транспортного средства для интеллектуальной системы управления получила грант 20 млн рублей; компания «НПП «Лазерные системы» с проектом по разработке лазерного радара фронтального обзора для системы управления автотранспортом без водителя – грант 15 млн рублей; компания «Автодория» на создание модульной платформы элементов обустройства существующих автомобильных дорог для движения беспилотных транспортных средств (БПТС) с возможностью подключения датчиков параметров окружающей среды, обнаружения препятствий, пешеходов, распределенной обработки больших массивов данных в режиме жесткого реального времени и передачи информации на БПТС по беспроводным каналам связи – грант 18,5 млн рублей.

В дальнейшем полученные заявителями деньги вам возвращаются?

– Преимущество нашего Фонда как раз в том и заключается, что мы даем безвозмездный грант, единственное условие – его целевое использование. По ряду программ у нас есть требования по софинансированию, например 50 процентов на 50, когда компания для получения поддержки от государства должна привлечь в рамках проекта собственные или заемные внебюджетные средства. Это своеобразная гарантия того, что проект действительно перспективный.

Не стоит также забывать, что на Фонд возложена задача по расширению потока качественных инновационных проектов, поэтому для нас важно видеть рост компании и ее финансовых показателей. От наших грантополучателей мы ждем серьезного подхода к заполнению финансовой отчетности и в течение нескольких лет после закрытия договора с Фондом продолжаем мониторинг их успехов и достижений .

– Бывает ли так, что компания не смогла реализовать свою идею?

– Конечно, бывает, это же инновационная сфера и к тому же посевная стадия, здесь процент выхода качественных идей значительно меньше, чем в какой-либо другой сфере, риски выше. В основе инновационного проекта лежат научно-технические разработки, то есть гипотезы, которые только еще предстоит подтвердить. Кроме того, всегда есть риски, связанные с необходимостью дополнительно получать сертификаты и регистрационные свидетельства, без которых невозможно вывести продукт на рынок. Поэтому на начальном этапе сложно со стопроцентной вероятностью предсказать востребованность рынком той или иной разработки. На это и ориентирована программа «Старт»: там дается небольшой объем средств, около 2 млн рублей, за счет которых мы пытаемся довести идею до какого-то серьезного уровня. Естественно, это риск, и процент идей, которые «выстрелят», очень небольшой. Но это устоявшаяся практика, существующая во многих странах мира.

По статистике у нас каждая пятая поданная заявка получает поддержку. Процент относительно небольшой, но тем не менее этим надо продолжать заниматься.

Журнал “Дорожник” № 1(9) 2017

Скачать электронную версию журнала

Источник http://fasie.ru/press/fund/finansovaya-podderzhka-innovatsiy-intervyu-andreya-mikitasya/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *