Систему дополнительного образования ждут глобальные перемены

В Удмуртии полным ходом идёт модернизация системы дополнительного образования. В 2018 году в республике должны появиться центры для работы с одарёнными детьми, пройдёт инвентаризация всей системы дополнительного образования и будет запущен процесс персонифицированного учёта детей. Кроме того, преобразования включают создание интернет-навигатора программ дополнительного образования.

2018 год – год 100-летия государственной системы внешкольного образования детей в России. Первоначально она создавалась для того, чтобы занять беспризорников. Сейчас у системы дополнительного образования совершенно другие цели. Об этом сегодня шла речь на конференции, посвящённой приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование для детей».

Конференцию открыла министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова. 5 апреля в Сочи было подписано Соглашение между Правительством Удмуртии и Фондом «Талант и успех», по которому в нашей республике будет развиваться работа с одарёнными детьми. Первоначально в Ижевске появятся пять площадок на базе существующих и один загородный лагерь. Они будут работать по типу Образовательного центра «Сириус», который был создан в Сочи на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента РФ. Фонд «Талант и успех» учреждён 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства.

Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

«Сейчас наша задача образовать юридическое лицо – это методический центр, который будет руководить всей работой. Площадка уже есть, работы ведутся. Дальше реестр образовательных программ – это навигатор, реестр одарённых детей, педагогов, сопровождение детей школа – вуз, профессиональное самоопределение и профессиональный интерес в республике. Очень здорово, что на стадии организации этого центра подтягиваются и готовы работать выпускники из числа одарённых детей, которые получили высшее образование. Думаю, сложится стабильный коллектив», – пояснила Светлана Болотникова.

Работа по формированию идёт полным ходом, и уже в этом году у нас запланировано мероприятие под эгидой «Сириуса».

«Это будет образовательная смена, которая пройдёт в августе этого года в одном из лагерей. Смена „Умные каникулы“ продлится 14 дней. Туда отправятся 100 детей, которые пройдут тщательный отбор», – сообщила начальник управления общего образования Министерства образования и науки региона Лариса Пластинина.

Как пояснила руководитель ведомства Светлана Болотникова, «случайные» дети в такие лагеря не попадут, отбор будет честным и зависеть от знаний ребёнка. Незаинтересованным детям будет некомфортно в этой среде.

Открытие «Сириуса» в Удмуртии – это одно из направлений дополнительного образования, в целом в этом году реформа коснётся всей системы. Удмуртия включилась в реализацию проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в 2017 году, выиграв конкурс Федеральной целевой программы развития образования. Республика получила финансирование из бюджета Российской Федерации на создание Республиканского детского технопарка «Кванториум» и Регионального модельного центра дополнительного образования детей.

«Модельный центр и „Кванториум“ станут теми драйверами развития, которые помогут региону достичь основных показателей проекта в 2020 году, а именно увеличить до 75% число детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами, и привлечь 18% детей к обучению по программам естественнонаучной и технической направленности. Участниками проекта являются все образовательные организации, имеющие лицензии вне зависимости от их подчинённости. В настоящее время между Правительством Удмуртской Республики, Министерством образования и науки Российской Федерации и Фондом новых форм развития образования подписаны два Соглашения по реализации проекта, в рамках которых закреплена ответственность за достижение ключевых показателей», – рассказала руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Римма Бякова.

«Региональный модельный центр дополнительного образования детей должен помочь интегрировать имеющиеся ресурсы в системе дополнительного образования с целью повышения её эффективности. Важно, не потеряв положительный опыт, который накоплен в системе дополнительного образования республики, обеспечить инновационное развитие каждой образовательной организации, создать современные условия для творческого роста и детей, и педагогов», – добавила Римма Бякова.

На базе ведущих учреждений дополнительного образования муниципалитетов создано 30 муниципальных опорных центров. Подписаны трёхсторонние Соглашения с администрациями муниципалитетов. МОЦ координируют основные процессы проекта в районах.

Флагманами проекта в содержательном обновлении программ станут четыре базовые организации – учреждения, подведомственные Министерству образования и науки Удмуртской Республики. Сейчас вместе с МОЦ базовые организации анализируют программы, загруженные в республиканский интернет-навигатор дополнительного образования детей.

В навигатор загружено около шести тысяч образовательных программ. Сегодня он функционирует как закрытая база данных, доступ к которой имеют только специалисты. Для родителей доступ к ресурсу будет открыт в июле 2018 года. Вместе с детьми они смогут выбрать программу, зарегистрироваться в Личном кабинете и заключить договор с учреждением дополнительного образования. Одновременно с открытием доступа к сайту будет объявлено его название.

Также основной целью проекта является внедрение сертификата дополнительного образования, который необходимо получить каждому ребёнку в возрасте от 5 до 18 лет. Как и индивидуальный номер налогоплательщика, сертификат получается один раз и может быть использован до достижения ребёнком 18-летнего возраста.

Сертификат – это реестровая запись, дающая ребёнку право на получение дополнительного образования. Внедрение сертификата позволит обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств на дополнительное образование.

В 2018 году в 50% муниципалитетов Удмуртии внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования. Дети в пилотных городах и районах получат сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования, обеспеченные бюджетными средствами. Перевод системы дополнительного образования на персонифицированное финансирование будет проходить в республике с 2018-го по 2020 год.

Традиционная система финансирования дополнительного образования включает только государственные (муниципальные) учреждения, которые работают в рамках государственного (муниципального) задания. И, как правило, финансируются услуги, предложенные самим учреждением. К сожалению, набор и качество этих услуг могут не совпадать с ожиданиями семей и интересами детей.

Часто бывает такая ситуация: ребёнок интересуется робототехникой или туризмом, но не может осуществить свою мечту, потому что в его школе действует только кружок шахмат или макраме. В соседнем государственном Дворце творчества или в негосударственном развивающем центре есть нужные программы, но они платные, а у родителей нет денег. Механизм персонифицированного финансирования даст им возможность бесплатно отправить детей в кружки и секции по собственному выбору. За семьями будут персонально закреплены бюджетные средства, которые они смогут потратить на интересующие их программы дополнительного образования для своего ребёнка.

Поскольку развитие системы дополнительного образования является полномочием муниципалитета, то и номинал сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования, как сумма средств, закреплённая за каждым ребёнком, будет ежегодно

рассчитываться администрацией каждого муниципального района и города. Семья сама сможет выбрать, будет ли ребёнок посещать муниципальное учреждение или заниматься в частной организации.

Внедрение персонифицированного финансирования не означает предоставление ребёнку только одной услуги. Каждый муниципалитет принимает решение о количестве бесплатных программ в рамках каждого реестра. Например, ребёнок может получить бесплатно одну предпрофессиональную программу, одну (или несколько) программ в рамках муниципального заказа и одну – по персонифицированному финансированию.

Ещё один важный шаг в реформировании системы – это проведение инвентаризации. С 23 апреля по 18 мая 2018 года будет проводиться инвентаризация инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования. Её задача – собрать данные о материально-технической базе, которая используется, а самое главное, может быть использована для реализации образовательных программ. Полученные сведения о конкретных помещениях, территориях и оборудовании, пригодных для ведения образовательной, внеучебной и воспитательной работы, позволят эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В пяти регионах (ХМАО-Югра, Ульяновская, Владимирская, Калининградская и Новгородская области), включившихся в реализацию проекта в 2017 году, уже провели инвентаризацию в пилотных муниципалитетах. По итогам инвентаризации оказалось, что более 12 тысяч объектов культурной, технической, естественнонаучной, спортивной направленностей «простаивают» более 220 тысяч часов. Более 10 тысяч специалистов готовы в среднем потратить 19 свободных часов в неделю на ведение кружков. В итоге в Ульяновске на основе анализа информации уже разработано 40 новых общеразвивающих программ в рамках сетевого взаимодействия.

«Перед нами стоит задача провести инвентаризацию на территории Удмуртии. Определив возможности системы образования, мы сможем разработать и запустить программы дополнительного образования детей в рамках сетевого взаимодействия уже в новом учебном году», – отметила Римма Бякова.

Важно, что в инвентаризации принимают участие не только государственные и муниципальные образовательные учреждения (за исключением дошкольных), но и учреждения культуры, спорта, молодёжной политики, досуговой деятельности, детские оздоровительные лагеря, научные организации, а также предприятия реального сектора экономики, некоммерческие и частные организации, потенциально пригодные для реализации образовательных программ.

По итогам инвентаризации в республике будет сформирован аналитический инструментарий, который позволит принимать решения:

– о совместном использовании имеющейся инфраструктуры для реализации образовательных программ всех типов.

– об оптимизации расходования бюджетных и внебюджетных средств на закупку дублирующего оборудования;

– о реализации образовательных программ в сетевой форме;

– о привлечении к осуществлению педагогической деятельности специалистов не из системы образования, обладающих необходимым уровнем навыков и компетенций.

Источник: http://udmedu.ru/press/anounces/8495/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *